Вопрос 10. Основные этапы процесса взаимодействия инженера по знаниям с экспертом. Описать все этапы на примере разработки экспертной системы диагностики неполадок принтера.
Добавил: | DMT |
Дата создания: | 30 декабря 2007, 19:27 |
Дата обновления: | 30 декабря 2007, 21:01 |
Просмотров: | 7751 последний вчера, 19:46 |
Комментариев: | 1 |
Вопрос 10. Основные этапы процесса взаимодействия инженера по знаниям с экспертом. Описать все этапы на примере разработки экспертной системы диагностики неполадок принтера.
Процесс взаимодействия инженера по знаниям (аналитика) с экспертом-специалистом включает три основных этапа. 1. Подготовительный этап. Для успеха общения оба участника должны тщательно подготовиться к диалогу или игре. Желательно, чтобы эксперт был не только компетентным специалистом, но и заинтересованным (морально или материально) лицом в достижении конечной цели-построении ИС. Он должен быть доброжелателен к аналитику и уметь объяснять свои знания (наилучший случай когда эксперт имеет опыт преподавательской работы). Аналитику необходимо: глубоко познакомиться со специальной литературой по предметной области" чтобы не задавать очень "глупых" вопросов (просто "глупые" вопросы бывают чрезвычайно полезны), а также увеличить количество "пакетов ожиданий" [Шенк и др., 1987]; уметь слушать и грамотно задавать вопросы; настроиться на роль "ученикам, а не "экзаменатора"; разбираться в моделях когнитивной психологии, а также в моделях представления знаний, чтобы из знаний эксперта выделять четкие структуры. В любой совместной деятельности большое значение имеют психологические качества исследователей, такие как личность, манера поведения, стиль научного мышления. Существуют различные классификации научных работников. В качестве примера приведем следующую: инициатор - быстро реагирует на перспективные проблемы, т. е. один из первых ощущает необходимость решения проблемы с элементами неопределенности; диагност-способен к быстрой оценке сильных и слабых сторон решения задачи, эрудит-наделен исключигельной памятью, отличается повышенным вниманием к деталям и стремлением к упорядоченности; ремесленник - способен воплощать в жизнь плохо оформленные идеи других; эстет - стремится исследовать проблемы, приводящие к изящным решениям, не склонен к кропотливому труду; методолоза интересован методологическими аспектами исследований; независимый-стремится к индивидуальному решению проблем; фанатик-самоотверженно увлечен своей научной проблемой, того же требует и от окружающих. Принадлежность научного работника к тому или иному типу определяется с помощью косвенных методик (тестов личности, интеллекта, когнитивных стилей. проектных методик). Автоматизация опроса и получения психологического портрета испытуемого реализована, например, в системе АВТАНТЕСТ [Гаври-лова. 1984]. Для роли эксперта наиболее предпочтительны инициатор эрудит, диагност и ремесленник (в паре с аналитиком-эрудитом), а для роли аналитика-диагност, методолог, эрудит, инициатор. При этом наилучшее сочетание дают сочетания разных типов. Благодаря различиям в подходах к решению задачи, в точках зрения, стиле мышления восприятия, памяти и т. п. участники в такой паре с разных сторон подходят к поставленной цели, в результате увеличивается общее количество гипотез, идей, альтернативных вариантов, а следовательно, обогащается поле знаний. Однако не все сочетания даже из приемлемых типов улучшают взаимодействие, а некоторые типы (например, фанатик, эстет, независимый. ремесленник) часто слабо приспособлены для творческого взаимодействия, что приводит к возникновению скрытых и явных конфликтов, которые усложняют процесс продуктивного общения. Важное значение имеет также лидерство в паре. В ходе любого диалога одна сторона обычно занимает позицию ведущей, чаще эту роль берет интервьюер, т. е. аналитик. Роль лидера в диалоге позволяет аналитику направлять и систематизировать процесс создания поля знания, не давая эксперту "размыть" или излишне детализовать процесс. С другой стороны, догматизм и настойчивость могут привести к неадекватному полю. Имеет место также эффект "фасада", т. е. желание эксперта не ударить "в грязь лицом" перед аналитиком, и отсюда генерирование неподтвержденных гипотез. 2. Установление "общего кода". Для создания лингвистического альянса взаимодействия участники взаимодействия должны пытаться сократить "расстоянием между объектом (т. е. исследуемой предметной областью) и аналитиком. Необходимо определить главные понятия, т. е. выработать словарную основу базы знаний; уровень детализации; взаимосвязи между понятиями. 3. Гносеологический этап. На этом этапе происходит выяснение закономерностей, присущих предметной области, условий достоверности и истинности утверждений, структурирование за счет введения отношений и т. п. Этот этап является определяющим во взаимодействии аналитика и эксперта, В процессе анализа игры или диалога вербализуется и формализуется знание эксперта и зачастую для него самого порождается новое знание. Репрезентация внешнего мира в его памяти получает материальное воплощение в форме поля знаний. В процессе извлечения знаний сначала желательно получить от эксперта поверхностные знания такие например, как репрезентация признаков), постепенно переходя к глубинным структурам и более абстрактным понятиям (таким, например, как прототипы). При формировании поля знаний учитываются особенности эмпирического знания: модальность, противоречивость, неполнота и т. д, Аналитик должен за частным всегда видеть общее, т. е. строить цепочки 1факт - обобщенный факт - эмпирический закон - теоретический закон". Центральное звено цепочки - формализация эмпирики. При этом иногда основным на этапе формализации становится не извлечение "слепых" непонятных связей, а понимание внутренней структурной связи понятий предметной области. Искусство аналитика состоит в стремлении к созданию ясной и понятной модели проблемной области. Следует также учитывать, что эксперты в проблемной области не всегда опираются на логические рассуждения. В их представлениях о проблемной области и методах решения задач, характерных для нее, широкое применение находят ассоциативные рассуждения и рассуждения правдоподобия. Опишем примерную методику работы с экспертом по формированию поля знаний. |
Комментарии для "Вопрос 10. Основные этапы процесса взаимодействия инженера по знаниям с экспертом. Описать все этапы на примере разработки экспертной системы диагностики неполадок принтера."
Пользователь: doriangray_rus Сообщений: 13 Статус: Незримый Зарегистрирован: 6 января 2008, 18:12 Был:21 января 2008, 0:29 | Дата: 9 января 2008, 0:39 Сообщение № 1 |
Подготовительный этап 1. Четкое определение задач проектируемой системы (сужение поля знаний): определение, что на входе и выходе; определение режима работ, консультации, обучение и др. 2. Выбор экспертов: определение количества экспертов; выбор уровня компетентности (не всегда хорошо выбирать самый высокий уровень сразу); определение способов и возможности заинтересовать экспертов в работе; тестирование экспертов. 3. Знакомство аналитика со специальной литературой в предметной области 4. Знакомство аналитика и экспертов (в дальнейшем для простоты будем считать, что эксперт один). 5. Знакомство эксперта с популярной литературой по искусственному интеллекту (желательно, но необязательно). 6. Попытка аналитика создать поле знаний первого приближения априорным знаниям из литературы (прототип поля знаний). Основной этап 1. "Накачка" поля знаний: а) в зависимости от предметной области выбор способа интервьюирования; б) протоколирование мыслей вслух или запись на магнитофон рассуждении эксперта (аналитик по возможности не должен пока вмешиваться в рассуждения). 2. "Домашняя работа". Попытка аналитика выделить некоторые причинно-следственные связи в рассуждениях эксперта; построение словаря предметной области (возможно, на карточках) и подготовка вопросов к эксперту. 3. "Подкачка" поля зрения. Обсуждение с экспертом прототипа поля знаний и домашней работы, а также ответы на вопросы аналитика. 4. Формализация концептуальной модели. 5. Построение поля знаний второго приближения. |