Вопрос 3. Стандарты, регламентирующие жизненный цикл программного обеспечения. Структура жизненного цикла.


Добавил:DMT
Дата создания:30 декабря 2007, 18:49
Дата обновления:8 января 2008, 18:18
Просмотров:15102 последний сегодня, 21:03
Комментариев: 1

Вопрос 3. Стандарты, регламентирующие жизненный цикл программного обеспечения. Структура жизненного цикла.

Стандарт определяет структуру ЖЦ , содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания и использования ПО .

В России создание ПО первоначально, в 70-е гг., регламентировалось стандартами серии ГОСТ 19.ХХХ - Единая система программной документации ( ЕСПД ): ГОСТ 19.001-77. ЕСПД. Общие положения; ГОСТ 19.101-77. ЕСПД. Виды программ и программных документов; ГОСТ 19.102-77. ЕСПД. Стадии разработки; ГОСТ 19.105-78. ЕСПД. Общие требования к программным документам; ГОСТ 19.201-78. ЕСПД. Техническое задание , требования к содержанию и оформлению; ГОСТ 19.201-78. ЕСПД. Схемы алгоритмов , программ, данных и систем и т.д.

Эти стандарты были ориентированы на класс относительно простых программ небольшого объема, создаваемых отдельными программистами. В настоящее время эти стандарты устарели концептуально и по форме, их сроки действия закончились и использование нецелесообразно.

Процессы создания ав­томатизированных систем, в состав которых входит и ПО, рег­ламентированы стандартами серии ГОСТ 34.ХХХ - Комплекс стандартов на АС: ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. АС. Стадии создания; ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Техническое задание на создание АС; ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Виды испытаний АС; ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Виды, комплектность и обозначение документов при создании АС и т.д.

Однако создание, сопровождение и развитие современного прикладного ПО высокого качества в этих стандартах отражено недостаточно, а отдельные их положения устарели. Эти стандарты вынуждены использовать предприятия, выполняющие государ­с­т­венные заказы при создании ПО для внутреннего применения. Однако в экс­по­р­т­ных заказах зарубежные клиенты требуют соответствия технологии проек­тиро­ва­ния, производства и качества продукции современным международным стандартам.

Основным зарубежным нормативным документом, наиболее полно и подро­б­но регламентирующим ЖЦ ПО , является международный стандарт ISO/IEC 12207 . ( ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике.)

Этапы работ в ГОСТ соответствуют процессам в ISO / IEC 12207. Сопоставление разных стандартов (ГОСТ и ISO ) показывает, что они в принципе регламентируют одни и те же работы при создании ПО . Но все же в отечественных разра­ботках целесообразно использовать современные международные стан­дарты.

Выбор стандарта на практике зависит от проекта (не бывает двух одинаковых проектов), от организационных основ коллективов специалистов, от стратегии их работы, от числа задействованного персонала и сторон-участников.

Кроме того, для снижения затрат и обеспечения качества выбранный стандарт ЖЦ необходимо еще адаптировать к индивидуальному проекту ПО . В международном стандарте это регламентируют организационные процессы: определение, оценка и улучшение самого ЖЦ ПО .

В результате для каждого серьезного проекта приходится создавать комплекты норматив­ных и методических документов , регламентирующих процессы созда­ния конкретного прикладного ПО .

Если проект не удается закончить к определенному сроку, если он не укладывается в предусмотренную смету или приводит к появлению плохих программ, то причину неудачи чаще всего следует искать в ошибках планирования всего ЖЦ или того или иного этапа ЖЦ.

Структура ЖЦ ПО по стандарту ISO/IEC 12207 базируется на трех группах процессов : основные процессы ЖЦ ПО (приобретение ПО заказчиком, поставка про­граммного продукта поставщиком заказчику, разработка (создание ПО), эксплуатация ПО пользователем, сопровождение службой сопровождения); вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией (учет версий), обеспечение качества, верификация (определение соответствия требованиям), аттестация (удостоверение правильности), совместная оценка (соответствие характеристик ПО исходным требованиям), аудит (процессы ревизии), решение проблем (устранение дефектов и ошибок)); организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта (выбор аппаратных и программных средств, технологии, стандартов, т.д.), определение, оценка и улучшение (корректировка) самого ЖЦ, обучение пользователя).

up